Спорт для подростков

Интервью с тренером клуба Марией Ивановой

Родители подростков часто сталкиваются с тем, что их дети теряют интерес к занятиям, которые им нравились: бросают спорт, уходят из музыкальной школы, перестают рисовать. О том, как справляться с подобными ситуациями и мотивировать подростков заниматься спортом мы поговорили с нашим тренером Марией Ивановой, которая имеет разнообразный опыт работы с тинэйджерами.

- Маша, когда началась твоя тренерская карьера?

- В 16 лет я получила серьезную травму и поняла, что не хочу большого перерыва в спорте, поэтому стала постепенно погружаться в тренерскую работу. Я начала работать с детьми. Меня это очень вдохновляло и помогало восстанавливаться. Дети со своей искренней энергетикой буквально напитывают тебя радостью и позитивом во время тренировки. Тебе как тренеру необходимо постоянно быть на одной волне с ними, ты должен мыслить, как они, и так же искренне чувствовать. Эта своеобразная терапия. Кроме того, ты постоянно должен развивать свои профессиональные качества. Аналитические способности, эмпатия и понимание детской психологии – вот 3 кита, на которых зиждется работа тренера с детьми. Пока они маленькие, этого вполне достаточно, но как только они становятся чуть старше, без завоеванного авторитета и четко выстроенных границ тренеру становится невозможно двигаться дальше.

- Что ты имеешь в виду под авторитетом?

- Во многих подростках жажда противоречия словно заложена изнутри. Даже при небольшом психологическом давлении или настойчивой рекомендации со стороны, они легко вступают в конфронтацию. Чтобы получать удовольствие от работы с ними и добиваться результатов, нужно искать баланс между строгостью и дружеским подходом. Именно так зарабатывается авторитет. Нужно разговаривать с ними, интересоваться, что им больше нравится, демонстрировать свою вовлеченность. Однако очень важно установить строгие рамки так, чтобы не было панибратства. Если коммуникация выстроена верно, то подростки могут даже искренне поделиться с тренером тем, что их беспокоит за стенами спортзала. В таком случае нельзя их осуждать или читать им нотации. Возможно, поделиться с ними похожим случаем из собственного опыта, опять же не выходя за рамки. Чтобы добиться успеха в работе с тинэйджерами необходимо понимать, как у них формируется интерес. Почти всем ребятам в этом возрасте свойственно переоценивать свои силы. Им хочется движения вперед и покорения новых горизонтов. С ними нельзя постоянно топтаться на месте. Тренеру нужно вносить разнообразие в программу тренировок, добавлять что-то новое.

- Многие родители жалуются, что их дети не хотят ничем заниматься. Их интересуют только социальные сети и компьютерные игры. У тебя есть для них какой-то совет?

- Во-первых, детей нужно приучать к спорту с детства. Благодаря этому у них формируются такие качества, как самодисциплина и организованность, что крайне важно во время пубертата. Кроме того, спорт помогает подросткам справляться с психологическими трудностями, делает их сильнее физически, улучшает фигуру, придает им уверенности в себе. Если ребята раньше занимались спортом, но по каким-то причинам бросили, им необходимо объяснить, что будет происходить дальше с их телом и здоровьем, если они продолжат жить без движения. Заставить заниматься спортом уже практически взрослого и сознательного человека невозможно. Но можно показать пример. Подростки, хоть и не всегда признаются, но очень хотят делать то же, что и взрослые. Им тоже нужна упругая попа и накаченные бицепсы. Возможно, стоит начать возвращение в спорт с совместных тренировок. Если ребята, которые раньше вообще никогда не занимались спортом, отправляются в гимнастический зал, то родителям следует обратить на это внимание тренера. Решившись попробовать, подросток и так делает над собой огромное усилие. Во время тренировки он должен чувствовать себя максимально комфортно. Его обязательно нужно поддержать. Если что-то пойдет не так, то больше он не вернется в зал. А если общий язык найден, то шанс есть. Атмосфера в зале – это тоже ответственность тренера. Косые взгляды, разговоры могут отпугнуть тех, кто только пришел. Очень важно, чтобы вся коммуникация строилась на взаимном уважении и поддержке.

Во-вторых, при выборе спорта отталкиваться стоит только от интересов подростка. Если он хочет плавать, то начинать надо с бассейна, если футбол – то футбол. Родителям надо понимать, что не всегда первая попавшаяся секция окажется той самой. Если интерес к спорту есть, значит надо искать подходящий клуб и подходящего тренера.