Основной вектор в развитии ребенка задает семья, школа играет вторую по значимости роль, а вот значение спортивной секции или конкретного тренера очень часто остается недооценено. О том, какова ответственность тренера в становлении детей, мы поговорили с нашим тренером Кариной Гусевой.
- Карина, как вы стали тренером?
- Я с детства занималась спортивной гимнастикой. Являюсь мастером спорта по ней, многократным призером Чемпионатов России. Несколько раз становилась чемпионкой Московской области в многоборье и в командном первенстве. Я также имею звание кандидата в мастера спорта по прыжкам на батуте, являюсь членом сборной Москвы. Многократная чемпионка и призер Москвы по прыжкам на двойном минитрампе. Вся моя жизнь связана со спортом. Тренирую я уже более 5 лет. Я выбрала эту работу, потому что мне хочется передавать свои знания и опыт людям, которые стремятся к результату. Своей работой я стараюсь показать спортсменам, что все возможно, главное – иметь желание.
- То есть вы нацелены на взращивание профессиональных спортсменов?
- Нет, это не совсем так. Для каждого ребенка, который занимается спортом, есть своя траектория развития. Кто-то ходит на тренировки, чтобы быть в хорошей физической форме и гармонично развиваться, а кто-то нацелен на спортивные награды. Для первых необходимо выстраивать тренировочный процесс так, чтобы у них на протяжении длительного времени сохранялся интерес к спортивным занятиям, а затем появилась бы привычка постоянно заниматься спортом. Но в работе с профессиональными спортсменами этого уже недостаточно. Как и в любом образовательном процессе, в спорте все очень индивидуально. Тренер, безусловно, должен знать, каковы цели родителей и ребенка, потому что только совместно возможно достичь какого-то результата. Однако ответственность за достижение этого самого результата в большей степени лежит на тренере. И он должен понимать и грамотно выстраивать «спортивный маршрут» ребенка в соответствии с теми ожиданиями, которые на него возлагают. Очень важно, чтобы цели семьи и тренера совпадали, иначе ребенок очень быстро теряет мотивацию.
- С какими возрастными группами вы предпочитаете работать?
- У меня нет определенных пристрастий. Я одинаково люблю работать и с детьми, и со взрослыми. Дети дают огромный заряд позитивных эмоций, а взрослые очень часто заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные действия. Любой тренировочный процесс – это не только физически нагрузки, оттачивание техники и освоение новых элементов. Занятие спортом требует больших волевых и моральных усилий от спортсменов независимо от возраста. Дети в ходе тренировок учатся преодолевать трудности, заставлять себя делать упражнения несмотря на дискомфорт. А роль тренера состоит в том, чтобы внимательно отслеживать не только их физическое состояние, но и эмоциональное. С малышами можно привлечь родителей, которые помогут ребенку выполнить задание, с которым они не справляются, переключить их внимание на что-то отвлеченное, добавить больше элементов игры и развлечения в занятия. С детьми младшего школьного возраста уже можно задействовать соревновательный элемент в тренировках. Я считаю, что, если ребенку что-то не нравится в занятиях, то не следует на него давить. Нужно сосредоточиться на том, как его подтолкнуть и замотивировать. Именно в этом и состоит применение тренерского опыта.