Как грамотно выбрать кружки или сколько дополнительных занятий может быть у ребенка

Досуг современных детей невозможно представить без дополнительных занятий и кружков. Если раньше после сада или школы ребята отправлялись гулять во двор, играли с друзьями или проводили время за чтением, то сейчас каждый спешит на дополнительные занятия: спорт, танцы, музыка, языки, шахматы, рисование, керамика – этот список можно продолжать практически до бесконечности, потому что постоянно появляются новые студии и секции, где детей готовы учить и развивать. Огромный выбор – это такая же проблема, как и его отсутствие. Родителям очень тяжело определиться и остановиться на 2-3 видах дополнительных занятий. Буквально все кажется очень необходимым. Спорт – залог крепкого здоровья, шахматы – база аналитического мышления, театральная студия – это развитие креативных способностей и далее по списку. Проблема в том, что очень небольшое количество детей на самом деле могут вынести такую нагрузку, сохранив при этом желание учиться и расти над собой.
Мы поговорили с нашими тренерами Евгением Гибадулиным и Натальей Стансковой о том, как большое количество кружков сказывается на детях и чем должны руководствоваться родители, отдавая ребенка в ту или иную спортивную секцию.

Наталья: Первый показатель того, что у ребенка слишком большая нагрузка – это появление капризов. Если раньше ребенок с удовольствием ходил на занятия, а потом начал демонстрировать недовольство, чрезмерно уставать или канючить, то стоит задуматься о том, чтобы на время снизить нагрузку. Если говорить конкретно о спорте, то неожиданный регресс – это тоже сигнал для родителей. Ребенок помимо своей воли пытается показать, что он устал, что ему тяжело. Он словно хочет достучаться до взрослых и объяснить, что ему нужно детство. Ему хочется собирать лего, листать книжки, никуда не спешить.

Выбор дополнительных занятий, в первую очередь, зависит от желаний ребенка. Если родители будут отталкиваться от своих пристрастий, то у них есть риск подорвать доверие со стороны детей и отбить у них всякое желание заниматься чем-либо. Очень важно соблюдать баланс интересов. Сначала лучше учить ребенка тому, что ему нравится. И уже потом, когда у него будет положительный опыт обучения, переходить к направлениям, которые ему изначально нравятся меньше.

В погоне за «всесторонней развитостью» многие забывают, что самое главное – это базовые навыки и само по себе умение учиться, получить которое возможно только постигая ту сферу, которая по-настоящему увлекает.

Евгений: Если родители не могут определить, какой вид спорта больше подходит ребенку, то следует начинать с гимнастики или плавания. Гимнастика является комплексным спортом и особенно полезна детям, потому что она направлена на развитие всех физических качеств ребенка: силы, выносливости, координации, скорости, ловкости и гибкости. Вы не найдете вида спорта, в основе которого не было бы элементов гимнастики. Кроме того, все без исключения базовые навыки, полученные ребенком на гимнастике, пригодятся ему в дальнейшем.

Плавание – это также комплексный вид спорта. Он интересен тем, что все действие происходит в другой среде. Ребенок учится управлять своим телом в воде. Этот вид спорта обеспечивает сбалансированную физическую нагрузку, закаляет и как никакой другой учит сосредотачиваться.

Также родителям нужно понимать, что в спорте очень важна регулярность, поэтому время на дорогу и расписание занятий по умолчанию должны подходить и ребенку и тому, кто его будет возить. Иначе даже самые любимые тренировки могут стать в тягость.