Привыкнуть к новому расписанию после длительных летних каникул тяжело не только детям, но и взрослым. Необходимость вставать рано утром в определенное время и подчиняться графику не добавляет оптимизма. В первые две недели сентября, пока график еще окончательно не сформировался, у большинства родителей неминуемо появляется ощущение, что они что-то не успели или забыли. О том, как безболезненно и легко войти в режим учебного года, рассказала педагог-психолог и тренер Гимнастического батутного клуба OGO Наталья Станскова.
Перед началом учебного года следует уже примерно представлять, в какие кружки и секции ребенок хочет пойти. Очень важно обсудить этот вопрос с ребенком заранее, потому что начинать стоит именно с того, что приносит ему наибольшее удовольствие. Это позволит сохранить мотивацию ребенка и облегчит ему привыкание к новому графику. Кроме того, занятия по душе не утомляют детей так, как то, что им неинтересно.
Не стоит с первой же недели осени записываться в несколько секций или кружков. Лучше постепенно добавлять новые занятия и следить при этом за уровнем утомляемости ребенка. В особом внимании нуждаются те дети, которые первый раз идут в детский сад или в школу. Им необходим более длительный адаптационный период и добавлять в расписание дополнительные занятия следует после того, как ребенок освоился в новом учебном заведении.
При выборе секции или нового кружка важно понимать, с какой целью ребенок будет его посещать. Во-первых, это позволит и родителям, и детям сформировать правильные ожидания. А во-вторых, поможет сразу же расставить приоритеты и окончательно сформировать расписание.
Очень важно не забывать о режиме сна. В большей степени это касается школьников. После летнего отдыха многие не могут адекватно оценить свои силы и надеяться, что успеют сделать домашнее задание после возвращения с дополнительных занятий, но чаще всего времени не хватает и приходится сдвигать время сна. Это недопустимо, особенно в период привыкания к новому режиму. Иначе образуется замкнутый круг: из-за изменения режима сна повышается утомляемость, ребенку становится тяжелее сконцентрироваться, и в результате на выполнение домашних заданий начинает уходить еще больше времени.
Если говорить о занятиях спортом, то после летних каникул не нужно торопиться учить что-то новое. Первые несколько тренировок должны быть в большей мере посвящены ОФП и растяжке. К тому же многие дети за лето меняются в размерах. И чтобы восстановить имевшуюся у них спортивную базу, им необходимо прочувствовать свое тело. Если после каникул ребенок демонстрирует излишнюю уверенность в своей физической подготовке и настаивает на том, чтобы сразу перейти к выполнению сложных элементов и комбинаций, это должно насторожить тренера.
При формировании графика родители должны помнить, что любому ребенку нужно личное время, которое он может тратить по своему усмотрению. Однако личным временем не может считаться время наедине с гаджетами. Мобильные телефоны, планшеты, компьютеры вызывают утомляемость и повышают нервную возбудимость. Родителям следует непременно контролировать количество времени, которое ребенок проводит перед экраном.
Если родители заметили, что ребенок сильно устает, нужно выяснить причину его утомляемости. Она может как психологическая, например, у ребенка не складываются отношения с новым учителем, так и физиологическая: пониженный гемоглобин или недостаток кислорода.
И для взрослых, и для детей важно иметь выходной – день, когда можно заниматься всем, чем угодно. Наиболее подходящий вид деятельности для ребенка в его выходной – это любимое занятие или совместный досуг с родителями. Такое времяпрепровождение наилучшим образом снимает психологическую нагрузку и помогает восстановиться. Прогулка всей семьей в парке, поход на каток, совместная тренировка на батутах или посещение музея – все зависит только от личных предпочтений.