Как обеспечить индивидуальный подход на групповых занятиях

За долгие годы практики тренеры батутного клуба OGO разработали систему проведения групповых занятий, при который каждому ребенку гарантировано не только внимание, но и персональный подход. О том, как он обеспечивается рассказали тренеры Карина Гусева и Ирина Станскова.

Карина Гусева

«Группы в нашем клубе небольшие. Обычно это 10-12 человек. При этом на одного тренера приходится не более 5-6 детей, потому что, как только в группе становится больше 6 человек, то тренировку ведут тренер и его помощник. Таким образом, сохраняется возможность внимательно следить за каждым ребенком.

Важно понимать, что у всех детей даже в рамках одной группы различается уровень физической подготовки, а также уровень понимания и осмысления того, что говорит тренер. Кому-то из детей достаточно объяснить на словах, другим нужно обязательно показать упражнение. Кроме того, есть более стеснительные дети, есть более осторожные и опасливые.

Все эти факторы непосредственно влияют на то, какие именно упражнения ребенок будет делать в ходе конкретного задания. Объясню это на примере сальто вперед. В определенный момент тренировки группа начинает делать подводящие упражнения к сальто. Но одним ребятам я дам задание отрабатывать кувырок с группировкой, другие будут самостоятельно прыгать с матом на сетке, третьи – по очереди делать сальто в поролоновую яму. Пока все заняты своим делом, я буду отдельно с каждым прорабатывать именно ту связку или упражнение, которое соответствует его уровню подготовки, разбирать его ошибки и корректировать выполнение элемента. Затем, убедившись, что ребенок понял мое объяснение, достаточно контролирует свое тело и риска травматизма нет, я уделю время следующему.

Самое главное для тренера – это внимательно наблюдать за всеми участниками тренировки и помогать каждому. Тогда действительно будет индивидуальный подход».

Ирина Станскова

«Некоторые дети стремятся постоянно обратить на себя внимание тренера, тем самым отвлекая его от остальных ребят. Чтобы такого не происходило, тренеру нужно поддерживать общую дисциплину, не забывать о зрительном и о тактильном контакте, а также периодически фокусировать внимание ребят на себе.

Очень хорошо в таких ситуациях помогают справляться элементы круговой тренировки. Например, в старших группах заминка представляет собой круговую тренировку в миниатюре. Каждый из спортсменов делает отдельное упражнение, а затем все они сменяются по кругу. Так, никто из ребят не стремится выделиться, так как у каждого свое задание.

По моему опыту в среднем достаточно трех тренировок, чтобы влить ребенка в группу. Это время позволяет полностью оценить его физические данные, особенности характера и знакомит его с правилами, которые действуют на занятиях. Чтобы поддерживать интерес и понимать, каким образом строить персональную программу для каждого из спортсменов, я периодически изменяю «условия игры» и смотрю на ребят в непривычных для них обстоятельствах. Иногда выделяю кого-то и даю провести разминку, чтобы они почувствовали себя лидерами, иногда предлагаю поработать в парах.

В любом случае какого бы возраста и уровня подготовки ни был спортсмен, индивидуальный подход к нему на групповых занятиях реализуется, в первую очередь, за счет грамотного построения самой тренировки, а не в силу симпатий или антипатий тренера».