Быть родителями в мегаполисе – это очень трудная задача. Огромный выбор досуговых кружков и не меньший выбор спортивных секций многих застает врасплох, особенно, если у ребенка еще не сформировались собственные предпочтения. Хочется выбрать первую спортивную секцию для ребенка и не ошибиться. Мы поговорили с нашим главным тренером Евгением Гибадулином о том, с каких видов спорта лучше начинать и чем заниматься ребенку, который пока не может определиться.
- Женя, у тебя у самого за спиной большое спортивное прошлое и ты уже воспитал не одно поколение ребят, скажи, с какого вида спорта лучше всего начинать детям, независимо от возраста.
- Я считаю, что начинать лучше всего с гармоничных видов спорта. Гармоничные виды спорта – это те, где дается сбалансированная нагрузка на разные группы мышц. Детям очень важно развиваться комплексно. Я имею в виду, что нужно стараться не делать упор на сильные стороны, а развивать все вместе: и ноги, и руки, и спину, пресс. Правая сторона не должна сильно опережать левую, и наоборот. Идеально подходит плавание и гимнастика. Этими видами спорта можно заниматься с раннего детства. Для малышей риск травмы минимален. Если у ребенка еще нет своих предпочтений, то плавание и гимнастика создадут хорошую базу для любого другого вида спорта. В процессе занятий у ребенка может проявиться склонность или интерес к какому-то другому виду спорта, тогда уже нужно смотреть и оценивать все в купе: и способности ребенка, и возможность родителей обеспечить регулярные тренировки.
- А что ты думаешь о танцах и футболе? Сейчас это очень популярные секции. Многих детей туда записывают буквально «с пеленок».
- Танцы – это целая культура. Любительские занятия танцами не дадут того уровня нагрузки, которые дают спортивные тренировки. Футбол – это очень здорово. Но, к сожалению, все зависит от конкретной секции и тренера. Я знаю много мест, где мальчиков учат именно бегать, передавать мяч, развивают координацию, но даже общая физическая нагрузка и базовая спортивная подготовка там сильно хромает. Часто приходят ребята, которые занимались в футбольной секции, а простые силовые упражнения сделать не могут.
- А другие виды спорта? Хоккей, фигурное катание, единоборства, легкая атлетика?
- Во многих видах спорта есть возрастные ограничения. На борьбу, например, раньше 8-9 лет просто не возьмут. Это же касается и легкой атлетики. Если говорить про секции при СДЮШОР, то там происходит отбор детей, поэтому я рекомендую всем родителям начинать водить детей на спорт как можно раньше. Во-первых, чем раньше ребенок начнет заниматься спортом, тем быстрее у него сформируется круг его личных предпочтений. А во-вторых, благодаря хорошей физической форме он легко сможет попасть в ту секцию, которая ему интересна.
- А если ребенок вообще не хочет заниматься спортом?
- Если он маленький, то его всегда можно увлечь. Нужно просто найти хорошего тренера и место, где ребенку будет комфортно. Дети от природы своей любопытны. И нужно очень постараться, чтобы притупить их любознательность. Если мы говорим о школьниках и их нежелании вести активный образ жизни, то я рекомендую ограничить время на гаджеты, ввести в график обязательные прогулки на свежем воздухе. Современные детские площадки очень хорошо приспособлены для того, чтобы детям было интересно и безопасно лазить, качаться, играть. Любые игры на свежем воздухе, катание на велосипедах, семейные походы на каток – все это прекрасно подходит, чтобы продемонстрировать ребенку всю прелесть активного образа жизни.
- В каком случае необходимо менять спорт или секцию?
- Факторов для смены несколько. Конечно, для меня как для спортсмена важно наличие результата, если его нет, то нужно задуматься о смене. Однако, прежде чем переходить в другой вид спорта или искать нового тренера, надо понять, почему нет результата. Кроме отсутствия результата, насторожить может категорическое нежелание ребенка посещать тренировки. Причин может быть много. Чтобы не оказаться в ситуации, когда вы не знаете, почему ребенок хочет бросить тренировки, нужно активно участвовать в его «спортивной» жизни: быть в курсе его прогресса, периодически беседовать с тренером, обсуждать спортивные планы, хвалить за упорство и освоение новых элементов, стараться не передавливать в моменты сильной усталости ребенка или эмоциональной подавленности.