Как избавиться от проблем со спиной и коленями с помощью функциональных тренировок и батута

Интервью с тренером нашего клуба Ириной Стансковой
Чем старше мы все становимся, тем больше появляется мелких проблем со здоровьем и дополнительных нюансов в виде ноющей спины, шеи или коленей. И каждый знакомый стремится посоветовать ЛФК или занятия спортом, чтобы эти проблемы ликвидировать. Но, к сожалению, приходя в спортивный клуб или тренажерный зал мы часто сталкиваемся с тем, что не знаем, какую нагрузку можно допускать при тех или иных проблемах и как ее правильно распределять. Ирина Станскова, мастер спорта по спортивной гимнастике, специализируется на занятиях со взрослыми и считает, что главным принципом тренера, как и врача, должен быть: «Не навреди!»
- Ира, с чего начинаются твои занятия со взрослыми, которые приходят в клуб впервые?

- Я всегда в начале обязательно выясняю, занимался ли человек каким-то спортом раньше, были ли у него травмы и какие у него цели: что конкретно привело его в наш клуб. Если честно, то большинство взрослых приходит в батутный спорт, чтобы научиться владеть своим телом, ощутить его в полной мере и понять, над чем следует работать. У многих за спиной несколько лет проведенных в тренажерном зале, где они усиленно набирали мышечную массу, позабыв о том, что кроме плотности, мышцам нужна эластичность. Таких людей можно сравнить с самолетом, лишенным системы навигации. Прежде чем запустить человека на батут, я убеждаюсь, что у него достаточно укреплены мышцы-стабилизаторы, в противном случае у него есть риск получить травму.

- Если человек сообщает тебе о конкретной проблеме, допустим со спиной или коленями, то ты меняешь привычную программу тренировок?

- Если честно, у меня нет привычной программы тренировок. Конечно, есть стандартные блоки: разминка, кардио, функциональная тренировка, упражнения на батутах, силовые упражнения, заминка. Но я стараюсь всегда подстраиваться под конкретного человека. Безусловно, при проблемах со спиной или коленями гораздо больше внимания уделяется укреплению соответствующих мышц, чтобы не только спортивная, но и будничная нагрузка распределялась равномерно и не наносила дополнительного вреда организму. Но даже если у человека нет жалоб или конкретных задач, я все равно стараюсь постоянно вводить новые упражнения. Делать все время одно и то же надоедает очень быстро. Разнообразие во время тренировок подпитывает мотивацию и способствует дополнительному развитию координации. Смена упражнений на одну и ту же группу мышц позволяет больше задействовать мелкие мышцы и избежать адаптации мышц к определенного рода нагрузке. Чтобы мышцы постоянно получали нагрузку, нужно ставить перед ними новые задачи. Самая хорошая аналогия – это увеличение веса в тренажерном зале во время силовых тренировок. Я также люблю использовать дополнительный спортивный инвентарь: TRX-петли, резинки, эспандеры. Они помогают увеличить нагрузку без дополнительного веса. И часто прибегаю к различным поверхностям: пол, полусфера, батут. Например, при выполнении выпадов и приседаний на батуте гораздо больше задействуются мелкие мышцы и стабилизаторы, а выполнение упражнений на ограниченной поверхности заставляет активизироваться вестибулярный аппарат и дополнительные мышцы. Разнообразие во время тренировок очень важно для тех, кто сосредоточен на своих проблемах и приходит в клуб, чтобы на время переключиться. Новые упражнения насильно заставляют человека забыть о насущных проблемах и сосредоточиться на спорте. В таком случае высокая отдача практически гарантирована.

- Ира, ты также занимаешься с детьми с ДЦП. Расскажи немного об этих занятиях.

- Да, все верно. Я специально училась для этого. Сейчас у меня есть несколько ребят. Во-первых, это только персональные тренировки, так как детям с диагнозом ДЦП требуется все мое внимание. Во-вторых, необходимо установить личный контакт. Для них очень важно доверие, и моя основная задача – попасть в зону этого доверия и не предать его. Чтобы добиться прогресса ребятам с ДЦП нужно не только очень долго прорабатывать отдельные мышцы, заниматься растяжкой, разрабатывать подвижность суставов, но и преодолевать множественные страхи. Основная задача для них – почувствовать себя в пространстве и понять, как управлять своим телом, а я выступаю в роли проводника, который тренирует их мозг правильно реагировать на сигналы, поступающие от тела.